Консультации для педагогов

Мастер-класс для педагогов 

"Изготовление цветов ко Дню матери"

 1. Раскрашивание листков для цветка методов мазков, чередование трех цветов. 


2. Заготовка  3 шаблонов лепестка цветка.

                                             3. Склеивание пятилистника по трем размерам.

                                           



4. Изготовление сердцевины цветка.




  16 ноября   

консультация 

                 "Роль воспитателя на музыкальном занятии"                                                                         

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Какова же роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста?
Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.
 Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, нравственное,  физическое,  эстетическое).
 Умственное:  Дети получают знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей.
Нравственное:  Воспитывается чувство любви к матери,  Родине.
Физическое:  В танцах и играх формируются двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
 Эстетическое:  Учатся слушать,  понимать  и чувствовать  музыку.

Музыкальные занятия  предполагают следующие  виды деятельности:

1.Слушание  –  основной вид музыкальной деятельности.
Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней, определять  характер прослушанного произведения, научить ребенка различать  танец, марш, колыбельную, познакомить со средствами выразительности: темпом, динамикой, регистром, познакомить с  творчеством русских и зарубежных композиторов.
2.Пение и песенное творчество.  Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.
3.Музыкально-ритмические  движения -  включают в себя танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы,  упражнения.  Дети учатся двигаться в соответствии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. К несложным творческим заданиям относится инсценировка песен.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах -   развиваются сенсорные музыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умению различать звучание инструментов.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному  руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.  Но как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и поставленных задач.
Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?
Музыкально-ритмические движения и игры:
 1. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем. Велика роль воспитателя в процессе разучивания новых движений. 

 2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
 3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно. 
 4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
 5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
 6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
 7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
 8. В группе повторяет движения танцев.

Слушание музыки:
 1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
 2. Следит за дисциплиной;
 3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:
 1. В распевании не участвует.
 2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
 3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
 4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
 5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).
6. При пении воспитатель садится на стул  перед  детьми, чтобы показывать при необходимости  движение и высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
5. В группе повторяет с детьми слова песен с правильными ударениями, смягчая безударные окончания в словах.

Игра  на детских музыкальных инструментах:
1.Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях.
2.Воспитатель должен правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте (ложки, бубен, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник и др.).

Главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов и музыкально – дидактических игр.
Если воспитатель не понимает  воспитательных задач музыки, это  может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.  А там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.  Воспитатель включает  музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным  руководителем материал.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1.     Воспитатель сидит с безучастным видом;
2.     Воспитатель перебивает исполнение;
3.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов:
1.     От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2.     От раздела музыкального занятия:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3.     От программного  материала - новый или старый материал.

Существуют  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем:
1.     Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели.
        Содержание консультаций:
        Знакомство с задачами предстоящих занятий.
        Усвоение воспитателем репертуара  (детские песни,  пляски).
       Продумывание форм индивидуальной работы с детьми.
       Продумывание внесения музыки в быт ребенка.
      Беседы об активности воспитателя на музыкальных  занятиях.
2.     Групповые консультации:
        Знакомство с новыми методическими вопросами.
       Составление сценария праздников.
       Продумывание сюрпризных моментов.
       Обсуждение возникающих  вопросов.
       Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках
       (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию).
       Повышение культуры движения - кроме детских игр, плясок, упражнений
       воспитатели разучивают более  сложные движения.
       Совершенствовать знания в области музыкальной грамоты.

Воспитывая ребенка средствами музыки, воспитатели должны понимать ее значение для всестороннего развития личности. Очень хорошо, когда дети в свободные часы поют песни, играют на детских музыкальных инструментах, выполняют танцевальные импровизации.  Направлять процесс музыкального воспитания  в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно -  воспитатель, но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.  В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.  Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.
На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

Воспитателю необходимо:
 1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
 2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
 3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
 4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
 5. Разучивать движения с отстающими детьми.
 6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
 7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
 8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
 9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.
 10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
 11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
 12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
 13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
 14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
 15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
 16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
 17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
 18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
 19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Таким образом, Воспитатель наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания.
Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно неубедительны.
Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

         Список используемой литературы:
Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »
Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»
Журнал «Справочник музыкального руководителя»
М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду».

         Мастер-класс для педагогов                                                                                                   

         В рамках реализации проекта "В мире музыкальных инструментов"  с педагогами всех возрастных групп прошел мастер-класс по изготовлению детских музыкальных инструментов своими руками. 
          Музыкальные инструменты  для детей всегда чудесные, необыкновенно примечательные предметы, дети очень любят на них играть. игры со звуками - это ничем неограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу "хорошо или плохо" ты что либо сделал. Появление необычных музыкальных инструментов в каждой группе  - это увлекательная игра со звуком, которая является самым простым путем к творческой импровизации.

                  Такие  инструменты можно сделать из любого подручного материала. Бутылочки, коробочки, крышки, палочки, скорлупа грецких орехов, бумага, целлофан - все может издавать разное звучание. Так, коробочки, можно красиво оформить и наполнить разной крупой (горох, греча, рис, пшено) - получаются забавные шумелки.  В ёмкость из-под мороженого в виде клубнички тоже можно наполнить разными пуговицами, бусинками, крупой - и вот уже готовы яркие маракасы, на который ребятишки очень любят играть.  Пластиковую банку из-под майонеза можно красиво оформить в виде барабана - и все мальчишки сразу желают стать барабанщиками. здесь главное проявить фантазию и выдумку и получаются прекрасные детские  инструменты -шумелки. 


А вот и готовые изделия в музыкальном уголке. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий