Делюсь опытом


Филиал МАДОУ «Детский сад№9» - «Детский сад № 11» 

Проект на тему: " В мире музыкальных инструментов"


Музыкальный руководитель
Долинова Светлана Петровна,
первая квалификационная
категория


Актуальность.

         Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочна. Удивительный мир звуков, окружает нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная из фантазий, она проста и  чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем неограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал.
         Главная ценность  игр со звуками состоит в том, что это увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.
          Творческое музицирование – это возможность приобретения разнообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества, фантазии, самовыражения, спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
         Музыкальные инструменты для детей всегда чудесные, необыкновенно примечательные  предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
         Вовлечение дошкольников в создание детских музыкальных инструментов дает возможность  почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательно относиться к звукам.

Цель проекта: расширить и углубить знания о музыкальных инструментах.
Задачи проекта:
ü развитие эмоциональной сферы ребенка;
ü формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира;
ü приобщение к музыкальной культуре;
ü обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса;
ü способствовать развитию познавательных и творческих интересов;
ü способствовать работе мыслительной деятельности, памяти, слуха фантазии;
ü обогащение словаря;
ü осваивать различные формы приобретения опыта.
Тип проекта – творческий.
Место реализации – МАДОУ «Детский сад № 11».
Образовательная область «Музыка»
Участники проекта – воспитанники, воспитатели.
Описание  проекта.

Проект направлен на формирование  духовно-нравственного воспитания, гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Планируемый результат:
Ø развивается эмоциональная сфера ребенка,
Ø формируется эстетическое восприятие окружающего мира,
Ø ребенок приобщается к музыкальной культуре,
Ø обогащаются музыкальные впечатления и формируется  музыкальный вкус,
Ø развиваются познавательные и творческие интересы,
Ø обогащается словарь,
Ø ребенок осваивает приемы игры на простейших музыкальных инструментах, приобретает новый опыт.

Этапы реализации проекта.

1.
Организационный этап.
Написание проекта, подбор и изготовление детских музыкальных инструментов, подбор картинок и иллюстраций с музыкальными инструментами, дидактических игр.
Младший дошкольный возраст: колокольчики (низкий – высокий),
 колокольцы, барабан, различные шумелки (ветерок, маракасы, коробочки).
Старший дошкольный возраст:
колокольчики (низкий, средний, высокий),
барабан, изготовленный своими руками, джембе (барабан), бар чаймс, гавайская гитара (укулеле).
Музыкальный руководитель
2.
Практический,
Исследовательская деятельность.
На музыкальных занятиях дети знакомятся со звучанием инструментов, исследуют звук, определяют глухой, звонкий, низкий, высокий, средний.
В разделе игра на ДМИ дети обучаются приемам игры на различных шумелках (коробочки, маракасы, ветерок, колокольцы), барабане, организуют шумовые оркестры. С помощью дидактической игры «Угадай, на чем играю?» учатся различать тембр различных инструментов, высоту звуков.
Старшие дошкольники знакомятся с историей музыкальных инструментов джембе (барабан), бар чаймс, гавайской гитары (укулеле).
С помощью демонстрационного материала дети закрепляют название музыкальных инструментов и наоборот и выбирают нужную картинку, например: «выбери картинку, где нарисован барабан или маракас»
Музыкальный руководитель - на музыкальных занятиях, воспитатель – в совместной деятельности с детьми.
3.
Творческий этап.
Выставка детских рисунков  на тему «В мире музыкальных инструментов».



Творческая работа с детьми «На лесной поляне» (озвучивание сюжета с помощью музыкальных инструментов).

Консультация  для воспитателей «Как сделать музыкальные инструменты своими руками» с целью пополнения предметно-развивающей среды в группе.

Оформление стенда для родителей
«В мире музыкальных инструментов».
Воспитатель в совместной деятельности рисует с детьми музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель на музыкальном занятии.

Музыкальный руководитель, воспитатели.



Музыкальный руководитель.

Творческая работа с детьми
«На лесной поляне» (музыкальная импровизация)

Цели занятия:
Комплексное развитие музыкальности детей, объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира, создание условий для музыкально-творческой работы с различными музыкальными инструментами.
Задачи:
·        омузыкаливать и эстетизировать бытовой опыт детей;
·        развивать целостно музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных в процессе музицирования;
·        расширять и обогащать знания о музыкальных инструментах, приемах игры на них;
·        создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретения чувственно-интеллектуального опыта.

Музыкальный руководитель вносит различные музыкальные инструменты и предлагает вместе с детьми сочинить историю, которая произошла на лесной поляне. А рассказать эту историю помогут музыкальные инструменты.
Дети выбирают инструменты по желанию, а кто хочет быть зрителем, тот будет смотреть, что же происходит на лесной поляне.

(колокольчик озвучивает солнышко;
самодельные маракасы-шумелки – шум леса, деревьев;
ветерок – легкий ветер;
барабан (джембе) – топот ежика;
свистулька  - пение птицы;
бар чаймс – пение ручейка)


«Рано утром над лесной поляной появилось солнышко и ярко засияло (звенит колокольчик). 
 Лес проснулся ото сна и зашумел (звучат маракасы).
 Солнышко улыбнулось и поздоровалось с лесом (колокольчик).
 Лес ласково ответил солнышку приветствием (маракасы).
 Тут пробежал легкий ветерок (звук ветерка).
 Ветерок пробегал по ветвям деревьев, трогал их листочки (ветерок).
 Лес поздоровался с ветерком (маракасы).
 Солнышко тоже увидело легкий ветерок и поприветствовало его (колокольчик).
 Ветерок радостно ответил солнышку (ветерок).
 Проснулись птички и стали щебетать (свистулька).
Солнышко поздоровалось с птичками (колокольчик) и птички спели свою песню солнышку (свистулька).
 Вдруг по лесной тропинке побежал ежик (джембе).
   Деревья  увидели ежика и поздоровались с ним (маракасы).
   Ежик обрадовался и тоже поздоровался с ними (джембе).
   А солнышко улыбнулось ежику (колокольчик).
   Ежик поприветствовал солнышко (ждембе).
   Ветерок догнал ежика и стал с ним играть (ветерок).

   Ежик так быстро бежал (джембе), что не заметил,  как прибежал к ручью  (бар чаймс). Ежик поздоровался с ручейком (ждембе), а ручеек в ответ спел свою песенку (бар чаймс).   
Приложения

                                Орф-инструменты




                              Набор колокольчиков






В мире стресса и печали
Есть гавайская гитара.
Дарит звуки, чтоб звучали
В такт сердечному пожару.
Укулеле – так мелодично называется эта маленькая, ладная, как будто детская, гитара. У нее всего 4 струны, зажмешь одну, и уже в твоем распоряжении целый аккорд, еще несколько комбинаций, несложный перебор, и ты уже играешь на музыкальном инструменте. Этим и привлекательна укулеле – играть научиться легко, а сколько удовольствия! Кто же придумал эту крошечную гитару и как научиться играть на ней?
                                         История маленькой гавайки
Где-то между 1878 и 1913 годами более чем 20 000 португальских мужчин и женщин с детьми предпринимали опасные путешествия из Мадейры, Азорских островов и материковой части Португалии, чтобы начать новую жизнь на Гавайских островах.
В 1879 году вместе с переселенцами на Гавайи попал и инструмент, который в Португалии, на его родине, называли braguinha. Похожая на 5-струнную гитару rajao, braguinha скорее всего попала на Гавайские острова благодаря четырем членам команды судна Ravenscrag: Мануэлю Нуньесу, Аугусто Диасу, Хосе до Есперито Санто и Жоао Фернандесу.
Три члена экипажа Ravenscrag поселились в Гонолулу и работали плотниками после завершения их трехлетнего контракта на плантациях сахарного тростника. Они начали изготавливать мебель и музыкальные инструменты – гитары cavaquinhos и пятиструнные rajãos. Как-то они создали гибрид, взяв за основу cavaquinho с его четырьмя струнами и подарив ему настройку, аналогичную пятиструнной rajão. Так родилась новая гитара. Точная дата изготовления легендарного инструмента неизвестна, хотя считается, что это произошло около 1886 года. Неизвестно также, кто из трех плотников первым сделал укулеле, но на старых гитарах можно увидеть этикетки с именем Мануэля Нуньеса.
Гавайская гитара, которая сегодня является чуть ли не национальным народным символом, поначалу не воспринималась местным населением, ее называли не иначе как «отвратительный португальский инструмент». Вскоре гитара получила местное название «укулеле», что можно перевести с португальского как «скачущая блоха» («уку» – блоха, «леле» – прыжки).
Официальное представление укулеле состоялось в 1889 году на вечеринке, организованной на британской яхте Nyanza, в порту Гонолулу. Там присутствовала принцесса Виктория Кайулани – племянница короля Давида Калакуа, который, кстати, играл на гавайской гитаре. Может быть, после этого или из-за того, что гитары делали из дерева коа – гавайской акации, символизирующей уважение к земле и природе – отношение к инструменту местных жителей изменилось, он даже стал подспорьем в их борьбе за культурную самобытность.
Первым музыкантом на Гавайях, который прославился благодаря игре на укулеле, стал португальский эмигрант Жоао Фернандес. Он был в этом деле настоящим виртуозом. Музыкант развлекал пассажиров суден во время долгих путешествий из Мадейры и Португалии в Гонолулу. Легенда гласит, что он мог сыграть любую песню, стоило ему только один раз ее услышать.
Начиная с шестидесятых и семидесятых годов и до сегодняшних дней, гавайская гитара играет свою определенную роль в борьбе за культурную идентичность, права и независимость жителей Гавайских островов.




Ба́р ча́ймс


Ба́р ча́ймс (англ. bar chimes) — самозвучащий ударный музыкальный инструмент, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам.
Инструмент был введён в обиход перкуссионистов американским ударником Марком Стивенсом, в честь которого получил оригинальное название mark tree, широко распространённое на Западе. В России больше распространено название bar chimes.
Металлические трубочки разной длины, из которых составлен инструмент, звучат от соприкосновения друг с другом. Музыкант, играющий на бар чаймс, проводит по колокольчикам рукой или металлической палочкой, приводя их в движение. В зависимости от направления движения, возможно восходящее и нисходящее звучание. Колокольчики инструмента не настраиваются на ноты, но чаще всего, разница в звучании соседних трубочек примерно равна полутону.
Бар чаймс используется для характерного специального эффекта, который чаще всего встречается в эстрадной музыке, а также в джазе и современной классической музыке. Широко применяется также в творчестве группы The Cure.


Джембе
Джембе — традиционный инструмент Мали. Он получил широкое распространение благодаря основанному в XIII веке сильному государству Мали, откуда джембе проник на территорию всей Западной Африки — в Сенегал, Гвинею, на Берег Слоновой Кости и т. д. Тем не менее, Западу он стал известен лишь в 40-х гг. XX века, когда группа Les Ballets Africains начала давать представления по всему миру. В последующие годы интерес к джембе быстро и сильно рос; сейчас этот инструмент очень популярен и используется в великом множестве музыкальных коллективов.
Джембе и сейчас в некоторых отдалённых регионах может использоваться для передачи сообщений на расстояния или, вместо колоколов, созывать прихожан в церковь .

Комментариев нет:

Отправить комментарий